Фото: https://u-f.ru/

НОВАТЭК, крупнейший российский производитель сжиженного природного газа (СПГ) приостановил производство на проекте «Арктик СПГ 2» из-за санкций и нехватки газовых танкеров, сообщили Reuters во вторник два источника, знакомых с ситуацией.

Проект надеялся начать коммерческие поставки в первом квартале этого года. Но планы усложнились в прошлом году, когда он был включен в западные санкции из-за конфликта России на Украине, что побудило иностранных акционеров заморозить участие, а “НОВАТЭК” объявить форс-мажорные обстоятельства .

Решение приостановить производство СПГ является ударом по цели России захватить пятую часть мирового рынка СПГ к 2030-2035 годам. В настоящее время это четвертый по величине производитель СПГ в мире с годовым экспортом 32,6 миллиона метрических тонн.

Однако строительные работы по проекту все еще продолжаются. – сообщает источник Reuters. В совокупности три линии будут производить 19,8 млн тонн СПГ в год и 1,6 млн тонн стабильного газового конденсата в год.

Источники Reuters сообщили, что основной проблемой является нехватка специализированных танкеров арктического класса, способных транспортировать СПГ, охлажденный до минус 163 градусов по Цельсию (минус 261,4 по Фаренгейту).

Читайте также:  Компании из Индии отказываются от импорта нефти «Совкомфлотом»

Газета “Ведомости” сообщила во вторник, что добыча природного газа на проекте резко упала до 83 млн куб м. в феврале из-за задержки начала поставок СПГ.

Источники сообщили, что добыча составила 425 млн куб м. в декабре и 250 млн куб м. в январе.

По данным «Новатэка», на российской верфи «Звезда» для «Арктик СПГ 2» построят 15 танкеров ледового класса Arc7, способных пробивать лед толщиной 2 метра.

Еще шесть танкеров Arc7 должна была построить компания Hanwha Ocean, ранее называвшаяся Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering, в том числе три для ведущей российской танкерной группы «Совкомфлот», и три для японской Mitsui OSK Lines.

Однако три танкера, заказанные «Совкомфлотом», были отменены из-за санкций против России, сообщила Hanwha в прошлом году в нормативных документах.

Танкеры ледового класса обычно имеют двойной корпус — усиленные конструкции, способные выдерживать давление льда, — и усиленные гребные винты.

Читайте также:  «Ямал СПГ» отправил первый груз с указанием углеродного следа

По информации СМИ, пока для «Арктик СПГ 2» построено только три подходящих танкера-газовоза: суда «Алексей Косыгин», «Петр Столыпин» и «Сергей Витте».

Вице-премьер РФ Александр Новак, отвечая на вопрос, когда будет доставлена ​​первая партия СПГ с проекта, заявил в пятницу, что “компания занимается этими вопросами, соответствующие переговоры ведутся”.

“Основная проблема у них – танкеры”, – добавил он.

НОВАТЭК основной акционер «Арктик СПГ 2», которому принадлежит 60% акций. Другими акционерами являются французская TotalEnergies, китайские CNPC и CNOOC и японская Arctic LNG — консорциум Mitsui & Co, Ltd., и JOGMEC – каждому принадлежит по 10% акций.

В декабре НОВАТЭК предупредил клиентов о форс-мажоре, связанном с поставками с проекта. После этого, по данным «Ъ», от обязанностей по финансированию и выполнению offtake-контрактов на СПГ отказались иностранные акционеры «Арктик СПГ-2» — французская TotalEnergies, китайские CNPC и CNOOC, а также консорциум японских Mitsui и JOGMEC.