Менее двух лет назад энергетической отрасли советовали привыкнуть к тому факту, что цены на нефть и газ будут низкими из-за избытка предложения.

Уголь уходил, и будущее казалось зеленым и ярким. И к чему мы пришли сейчас? Цены на газ рекордно высокие, нефть торгуется выше 80 долларов за баррель. А бум спроса на уголь привел к скачку цен, который даже год назад для многих, вероятно, был немыслим. Что дальше? Видимо, никто не знает.

Потребление нефти должно было приближаться к своему пику, но теперь аналитики пересматривают свои прогнозы. Спрос на “черное золото”, похоже, достаточно устойчив ко всем попыткам его искусственно задушить. Спрос на газ зашкаливает, как и цены. Причем, как и в случае с нефтью, аналитики разделились во мнениях относительно того, является ли это лишь временной, краткосрочной проблемой или же она может растянуться на более длительный период.

“Этот кризис будет повторяться в течение следующих трех или четырех лет просто потому, что в этот период у нас не так много новых поставок природного газа, – сказал CNBC Ричард Горри из JBC Energy Asia на этой неделе. – К 2025 году ситуация может измениться. Но я думаю, что мы определенно пару лет будем видеть на высокие цены на энергоносители”.

Аналитик Energy Aspect Амрита Сен в недавнем обзоре для The Financial Times утверждал, что высокие цены на ископаемое топливо сохранятся. И вместо того, чтобы пытаться их снизить, заинтересованные стороны должны принять этот факт. Причина: более высокие цены на ископаемое топливо помогут миру снизить его потребление. И заменить это топливо источниками энергии с более низким содержанием углерода.

 

Высокие цены на газ – временное явление?

Другие, однако, считают, что нынешний скачок цен – временное явление. Глава отдела энергетической стратегии Citi Research Энтони Юэн высказал телеканалу CNBC мнение, что текущие цены являются результатом стечения целого ряда обстоятельств. По его словам, это может вызвать снижение роста спроса и подтолкнуть рынок к потенциальному избытку предложения.

Что касается предложения, американские компании планируют миллиарды инвестиций в еще одну волну строительства экспортных мощностей СПГ. Россия наращивает объемы добычи рекордными темпами и планирует дальнейшее увеличение добычи. Катар значительно расширит свои мощности по добыче газа в течение следующих нескольких лет. А Австралия нацелена на то, чтобы стать крупнейшим в мире экспортером СПГ.

Тем не менее, по словам Сена, более высокие цены на газ должны сохраниться. Причина в том, что темпы принятия новых окончательных инвестиционных решений по газовым проектам снизились из-за недавнего перенасыщения рынка СПГ. По словам аналитика, сейчас наблюдается недостаточное инвестирование как в нефтяные, так и в газовые проекты.

“Сегодня инвестиции в ископаемое топливо осуждаются, а финансирование стало скудным, поскольку крупные западные банки отходят от отрасли”, – пишет Сен в FT. Мы еще не увидели полного эффекта замедления инвестиций в нефть и газ, вызванного усилением ESG, считает эксперт. А значит, рост цен на нефть и газ и уголь еще впереди, потому что спрос остается неизменным. В настоящее время, по словам Сена, на ископаемое топливо приходится около 84% мирового спроса на энергию. Это столько же, сколько и в 1980 году.