Мировое сообщество столкнулось с первым глобальным энергетическим кризисом. Такое мнение высказал глава МЭА Фатих Бироль.

“Я считаю, что мы находимся посреди первого глобального энергетического кризиса. В 70-х мы наблюдали нефтяной кризис, у которого были большие последствия для экономики и инфляция. Но это была только нефть. Давайте помнить, что Россия является экспортером нефти номер один в мире и экспортером природного газа номер один в мире, а также крупным игроком на рынке материалов, которые использует энергетический сектор”, – сказал Бироль на брифинге в Вене.

“Поэтому санкции, которые были введены в отношении России или политические решения из Кремля, имеют и будут иметь большие последствия для энергетического рынка”, – подчеркнул исполнительный директор Международного энергетического агентства. По его словам, было бы слишком оптимистичным сейчас полагать, что текущая волатильность на энергорынке скоро пройдет, и мир сможет вернуться к временам низких цен и стабильных рыночных условий.

“Это стало причиной того, что мы работаем со многими правительствами, пытаясь поддержать их в том, как им можно сократить зависимость от России и минимизировать воздействие на их экономики и жителей”, – пояснил Бирол. Глава МЭА также предостерег, что “следующие несколько лет будут непростыми”.

 

Так считает не только глава МЭА

Примерно ту же мысль высказала зампредседателя Еврокомиссии (ЕК) по ценностям и транспарентности Вера Юрова в беседе с швейцарской газетой Neue Zürcher Zeitung. По ее мнению, полное эмбарго на поставки газа из РФ приведет к серьезному энергокризису в ряде стран ЕС.

“Прежде чем вводить какие-либо санкции, мы должны проверить готовность стран-членов пойти на эти меры”, — сказала представитель ЕК. Европе необходимо в кратчайшие сроки избавиться от зависимости от энергоносителей РФ и “всерьез заняться остановкой импорта нефти и газа”. Однако исходное положение Евросоюза, в частности, в газовой сфере, является “непростым”, отметила Юрова.

Ранее ЕК обнародовала стратегию по сокращению импорта в ЕС российского газа. В 2021 году сообщество импортировало 155 млрд кубометров российского газа. И к декабрю текущего года ЕК хочет сократить этот объем на две трети за счет увеличения поставок из других источников и снижения спроса на газ в различных отраслях экономики.