• Госдепартамент США заявил, что вопрос о возобновлении иранской ядерной сделки 2015 года в настоящее время не стоит на повестке дня.
  • Новый министр иностранных дел Ирана утверждает, что сделку необходимо пересмотреть из-за истекших сроков действия некоторых положений и меняющихся глобальных обстоятельств.
  • Хотя США по-прежнему привержены идее предотвращения появления у Ирана ядерного оружия, они считают дипломатию наилучшим путем вперед.
  • Предстоящие президентские выборы в США и продолжающиеся конфликты на Украине и в секторе Газа еще больше осложняют ситуацию.

Возобновление ядерной сделки с Ираном остается вне повестки дня администрации Байдена, заявил 26 августа представитель Госдепартамента США, поскольку Тегеран призвал к «новым переговорам» для обновления соглашения, прежде чем его можно будет возобновить. – пишет oilprice.com

Новый министр иностранных дел Ирана Аббас Аракчи на прошлой неделе заявил, что соглашение «не может быть возобновлено в его нынешнем виде» из-за истекших сроков действия положений, и настаивал на необходимости проведения новых переговоров для реанимации соглашения.

Однако представитель Госдепартамента сообщил, что Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), как официально называется ядерное соглашение 2015 года, «сейчас не обсуждается». Соединенные Штаты в одностороннем порядке вышли из соглашения в 2018 году при тогдашнем президенте США Дональде Трампе.

«Соединенные Штаты так или иначе гарантируют, что у Ирана никогда не будет ядерного оружия, и мы готовы использовать все элементы национальной мощи, чтобы обеспечить этот результат», — заявил представитель Госдепартамента.

Тем не менее, Вашингтон рассматривает «дипломатию как лучший способ достижения устойчивого и эффективного решения», заявил представитель.

В телевизионном интервью Аракчи признал, что пересмотр соглашения будет сложной задачей.

«Этот документ определенно нужно открыть заново, и некоторые его части нужно изменить. Это непростая задача, потому что как только вы откроете документ заново, собрать его обратно будет сложно», — сказал он в прямом эфире телевизионного интервью.

Ситуацию еще больше осложняют президентские выборы в ноябре в США и продолжающиеся войны на Украине и в секторе Газа.

Аракчи заявил, что война на Украине «глубоко повлияла на то, как европейцы относятся к безопасности», а конфликт в Газе «полностью перевернул ситуацию в регионе».

Министр, который был одним из архитекторов соглашения между Ираном и шестью крупнейшими мировыми державами, заявил, что формат переговоров с 2021 года по возрождению соглашения больше не может работать. «Необходимы новые переговоры», — добавил Аракчи.

Сделка ограничила ядерную программу Ирана и установила предел обогащения урана на уровне 3,67%. Взамен Соединенные Штаты сняли санкции, которые душили экономику и энергетический сектор Ирана.

Но Трамп вывел США из соглашения в 2018 году и вновь ввел санкции, которые были сняты в соответствии с его условиями. Иран ответил постепенным сокращением своих обязательств и в настоящее время обогащает уран до 60 процентов.

Аракчи, тогдашний заместитель министра иностранных дел, возглавлял переговорную группу Ирана, когда Тегеран и Вашингтон начали непрямые переговоры в апреле 2021 года для восстановления соглашения. Переговоры приостановились, когда к власти в Иране пришел жесткий президент Эбрагим Раиси, и в борьбу вступила новая команда переговорщиков.

Но переговоры были приостановлены в сентябре 2022 года после общенациональных протестов, которые сотрясали Иран в течение нескольких месяцев. Сотни людей погибли в беспорядках, когда власти подавляли демонстрации.

Новый президент Ирана Масуд Пезешкиан, сменивший Раиси после того, как тот погиб в авиакатастрофе в начале этого года, пообещал сотрудничать с Западом.

Однако окончательное решение в Иране принимает верховный лидер аятолла Али Хаменеи, который высоко оценил усилия консерваторов по расширению ядерной программы страны.