Украина должна очень сильно снизить тарифы на транзит российского газа, чтобы стать конкурентоспособной.
Такое мнение высказал замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Ранее пресс-служба офиса президента Украины сообщила о том, что власти страны готовы снизить стоимость транзита газа через свою территорию. А кроме того – предоставить ЕС свои подземные хранилища для хранения стратегического резерва.
Если Киев действительно готов действовать в этом направлении, то конкурентоспособность украинской ГТС для транзита газа в Европу повысится. Гривач пояснил, что по действующему контракту транзит стоит около 30 долларов за тысячу кубов. Это примерно вдвое дороже, чем через “Северный поток”.
И, кроме дороговизны транзита, в контракт совершенно негибок для транзитера. Повышение объемов прокачки сверх контракта предполагает рост транзитного тарифа. В этой связи замглавы Фонда подчеркнул, что снижение тарифа должно быть очень значимым, чтобы заинтересовать “Газпром”.
Что же касается предложения пользоваться подземными хранилищами газа (ПХГ) на Украине, то некоторые европейские трейдеры уже делали это. Действительно, тарифы у ПХГ Украины значительно ниже, чем в Европе. Однако преимущество низкой стоимости нивелируется высокими рисками. Гривач напомнил, что некоторые украинские политики призвали к национализации газа в ПХГ страны для снабжения украинских потребителей. Такая возможность стало причиной ускоренного отбора газа европейскими трейдерами в октябре и ноябре.
Технически транзит газа по ГТС Украины – рискованное дело
Кроме того, не стоит забывать, что износ украинской газотранспортной системы (ГТС) скоро достигнет предела. “Последний технический аудит ГТС Украины проводился немецкими специалистами в 2015 году. На тот момент они оценили степень амортизации (износа) в 85%. По предварительной оценке, на то, чтобы привести ее в соответствие с современными нормами требуется около 12 млрд евро”. – рассказал главный редактор аналитического журнала “Геоэнергетика Инфо” Борис Марцинкевич.
“Прошло еще шесть лет. Из того что известно нам как сторонним наблюдателям, из источников внутри Украины – что из 100% выделяемых на планово-предупредительные ремонты доходит 30%. В каком состоянии система сейчас пребывает, сказать очень сложно”, – отметил эксперт. Украинская ГТС, через которую в 1991 году перекачивалось 140 млрд кубометров газа в год, сегодня работает на 40 млрд, напомнил эксперт. В результате, по словам Марцинкевича, вышедшие из строя агрегаты и узлы не ремонтировались, а просто переставлялись с незадействованных участков газопроводов.
“Из-за того, что она недозагружена, если что-то из строя вышло, то с тех участков, где прокачки нет – берут и переставляют. В шашки играют – так, наверное. Надо ремонтировать – берем ту, которая не работала. А эту куда? Пусть стоит. Поэтому претензии насчет состояния ГТС не к Москве, а к тем, кто из 100% средств для ремонта на дело отправляет треть. 85% износа – это как тришкин кафтан”, – сказал Марцинкевич.
Самыми дорогостоящими в системе являются газоперекачивающие агрегаты и компрессорные станции. Они должны обязательно проходить плановые регламентные работы, отметил Марцинкевич. Кроме того, все эти системы с момента создания еще при СССР устарели и уступают по эффективности и экологичности современным агрегатам и механизмам, добавил эксперт.