Франция может оказаться в ситуации энергокризиса, когда настанет новое зимнее похолодание. Об этом сообщает оператор электросетевого хозяйства Reseau de Transport d’Electricite (RTE).
RTE объявил, что из-за отсутствия ветровой и атомной энергии следующее похолодание вынудит его отключить электричество энергоемким компаниям для стабилизации сети. Есть даже вероятность того, компания полностью отключит электроэнергию на два часа для смягчения последствий коллапса сети во время пикового спроса на электричество.
Хорошая новость заключается в том, что модели прогнозов погоды, предоставленные Bloomberg, не показывают неминуемого похолодания в первой половине января. “Судя по последнему прогнозу на январь, такие метеорологические явления, в том числе резкое похолодание, кажутся очень маловероятными в начале месяца и менее вероятными для остальной части месяца, – отметили в RTE. – Следовательно, риск отключения электроэнергии практически исключен, по крайней мере, в начале января”.
Умеренные температуры и флотилия СПГ-танкеров стали временным облегчением для Европы. В результате цены на природный газ на хабе TTX в Нидерландах снизились. Тем не менее энергосистема Франции остается под давлением. Энергетическая инфляция – политически чувствительный вопрос для президента Эммануэля Макрона в преддверии апрельских президентских выборов.
Если производство возобновляемой энергии останется на низком уровне, ядерные реакторы будут остановлен на техническое обслуживание, а цены на природный газ останутся высокими, то более высокие счета за электроэнергию в январе и феврале могут создать огромную проблему для популярности Макрона.
Ранее французский президент заявил: “Нам необходимо экономить энергию и инвестировать в низкоуглеродную энергетику, чтобы гарантировать энергетическую независимость Франции… Мы намерены, впервые за десятилетия, возобновить строительство ядерных реакторов в нашей стране и продолжить развитие возобновляемых источников энергии”.
Стоит отметить, что в 2015 году Франция приняла закон, который предусматривал резкое сокращение роли атомной энергетики в балансе страны. Согласно ему к 2025 году доля АЭС в выработке электроэнергии должна быть сокращена на треть – с 75% до 50%. Это сокращение предписано компенсировать более интенсивным использованием возобновляемых источников энергии (ВИЭ).
Франция борется за свою атомную энергетику не из спортивного интереса
Однако, очевидно, что-то пошло не так. Весной этого года Макрон вместе с лидерами стран Восточной Европы подписал письмо с призывом к Европейской комиссии включить АЭС в экологическую таксономию. Письмо было написано 19 марта и стало достоянием общественности после саммита Совета Европы.
Европейская таксономия устанавливает обширный список “устойчивых” видов деятельности, которые помогут к 2050 году достичь цели углеродной нейтральности. В рамках этой классификации ядерная энергетика в настоящее время определяется как “не причиняющая вреда”. И это не дает ей права на инвестиции с более низкими налоговыми ставками.
Так что Франция борется за свою ядерную энергетику не из спортивного интереса. Капитальные затраты на новые АЭС можно значительно сократить, если атомная энергетика попадет в привилегированную “зеленую” категорию. В этой связи французский президент и его восточноевропейские коллеги призвали Еврокомиссию соблюдать принцип “технологической нейтральности” при реализации климатической политики.
Подтверждая право каждой страны выбирать свой собственный энергетический баланс, подписанты письма просят прекратить дискриминацию в отношении ядерной энергетики. Ведь она является низкоуглеродной и может быть поставлена на службу целям ЕС по декарбонизации. Аргументы, представленные в этом призыве, включали создание новых рабочих мест и потенциальный вклад ядерной энергии в производство водорода. Это многообещающая технология, заключающаяся в электролизе на ядерном реакторе, уже испытанная в Соединенных Штатах.
Однако с тех пор, как началось обсуждение проекта таксономии, роль ядерной энергии стала предметом споров. Австрия и Германия решительно выступают против этой инициативы, особенно из-за проблем с радиоактивными отходами. Но Париж дал понять, что не откажется от своего проекта. “Франция будет выступать за то, чтобы ядерная энергетика была частью “зеленой” энергетики ЕС”, – заявил в 2019 году министр экономики Франции.